Консультации воспитателей - МАДОУ № 56

Title
Перейти к контенту
Консультации воспитателей
«Играйте вместе с детьми» Консультация для родителей
Королева О.В. - воспитатель
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры,  покупают  игрушки.  Но  не  все  при  этом  задумываются,  каково воспитательное  значение  детских  игр.  Они  считают,  что  игра  служит  для забавы,  для  развлечения  ребёнка.  Другие  видят  в  ней  одно  из  средств отвлечения  малыша  от  шалостей,  капризов,  заполнение  его  свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь  взрослых  интересует  детей  не  только  своей  внешней  стороной.  Их привлекает  внутренний  мир  людей,  взаимоотношения  между  ними, отношение  родителей  друг  к  другу,  к  друзьям,  к  другим  близким,  самому ребёнку.  Их  отношение  к  труду,  к  окружающим  предметам. Дети  подражают  родителям:  манере  обращаться  с  окружающими,  их поступками,  трудовым  действиям.  И  всё  это  они  переносят  в  свои  игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С  накоплением  жизненного  опыта,  под  влиянием  обучения,  воспитания  – игры  детей  становятся  более  содержательными,  разнообразными  по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх  ребёнок  начинает  отражать  не  только  быт  семьи,  факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок,  рассказов,  которые  ему  надо  создать  по  представлению. Однако  без  руководства  со  стороны  взрослых  дети  даже  старшего дошкольного  возраста  не  всегда  умеют  играть.  Одни  слабо  владеют умениями  применять  имеющие  знания,  не  умеют  фантазировать,  другие, умея  играть  самостоятельно,  не  владеют  организаторскими  способностями. Им  трудно  сговариваться  с  партнёрами,  действовать  сообща.  Кто-то  из старших  членов  семьи,  включаясь  в  игру,  может  стать  связующим  звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть  вместе.  Обычно  каждый  навязывает  другому  свою  тему  игры, стремясь  быть  в  главной  роли.  В  этом  случае  без  помощи  взрослого  не обойтись.  Можно  выполнить  главную  роль  по  очереди,  взрослому  можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально  обогащает  детей,  удовлетворяют  потребность  в  общении  с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
     Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет  самостоятельно  затевать  игру,  подобрать  нужный  игровой  материал, построить мысленно  план  игры,  сговариваться  с  партнёрами  по  игре  или сумеет  принять  его  замысел  и  совместно  выполнять  задуманное.  Тогда можно  говорить  об  умении  дошкольника  играть.  Но  и  эти  дети  требуют внимание  и  серьёзного  отношения  к  своим  играм.  Им  бывает  необходимо посоветоваться  с  матерью,  отцом,  бабушкой,  старшим  братом,  сестрой.  По ходу  игры,  спросить,  уточнить,  получить  одобрение  своих  поступков, действий,  утверждаясь,  таким  образом,  в  формах  поведения. Младшие  дошкольник  2-4  лет  не  только  не  умеют  играть  вместе,  они  не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую  игрушку.  Самостоятельность  в  игре  формируется  постепенно,  в процессе  игрового  общения  со  взрослыми,  со  старшими  детьми,  с ровесниками.  Развитие  самостоятельности  во  многом  зависит  от  того,  как организована  жизнь  ребёнка  в  игре.  Ждать,  пока  он  сам  начнёт  играть самостоятельно  – значит  заведомо  тормозить  развитие  детской  личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького  ребёнка,  является  подбор  игрушек  по  возрасту.  Для  малыша игрушка  – центр  игры,  материальная  опора.  Она  наталкивает  его  на  тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный  опыт.  Но  игрушки,  которые  нравятся  взрослым,  не  всегда оказывают воспитательное  значение  для  детей. Иногда  простая  коробка  из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для  машины,  в  которой  можно  перевозить  кубики,  солдат,  кирпичики,  или устроить в коробке коляску для кукол.
    Старшие  дошкольники  ценят  игрушки,  сделанные  руками  родителей. Ребятам  постоянно  необходимо  иметь  под  руками  кусочки  меха,  ткани, картона,  проволоки,  дерева.  Из  них  дети  мастерят  недостающие  игрушки, перестраивают,  дополняют  и  т.п.,  что,  несомненно,  расширяет  игровые возможности  детей,  фантазию,  формирует  трудовые  навыки. В  игровом  хозяйстве  ребёнка  должны  быть  разные  игрушки:  сюжетно-образные  (изображающие  людей,  животных,  предметы  труда,  быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки,  спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая  игрушку,  важно  обращать  внимание  не  только  на  новизну, привлекательность,  стоимость,  но  и  на  педагогическую  целесообразность. Прежде  чем  сделать  очередную  покупку,  неплохо  поговорить  с  сыном  или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры,  в  которых  формируется  смекалка,  находчивость,  творческие способности.  Девочки  с  куклами  играют  или  в  одиночку,  или  только  с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для  возникновения  дружеских  взаимоотношений  между  детьми.  Мальчики обычно  играют  с  машинами,  с  детским  оружием.  Такие  игрушки  тоже ограничивают  круг  общения  с  девочками.  Лучше,  когда  мы  – взрослые,  не будем  делить  игрушки  на  «девчоночьи»  и  на  «мальчишечьи». Если  мальчик  не  играет  с  куклой, ему  можно  приобрести  мишку,  куклу  в образе  мальчика,  малыша,  матроса,  Буратино,  Чебурашки  и  т.п.  Важно, чтобы  малыш  получил  возможность  заботиться  о  ком-то. Мягкие  игрушки, изображающие  людей  и  животных,  радуют  детей  своим  привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если  взрослые  с  ранних  лет  приучают  беречь  игрушки,  сохранять  их опрятный  вид.  Эти  игрушки  оказываются  первыми  помощниками  детей  в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка  нет  сестёр  и  братьев,  то  игрушки  фактически  являются  его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
     Иногда  взрослым  надо  помочь  так  построить  ту  или  иную  постройку, вместе  подумать,  какие  детали  нужны,  какого  цвета,  как  закрепить,  чем дополнить  недостающие  конструкции,  как  использовать  постройку  в  игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать  удовольствие  от  игры,  развивают  память,  внимание, наблюдательность,  глазомер,  мелкие  мышцы  рук,  учатся  выдержке, терпению.
Такие  игры  имеют  организующее  действие,  поскольку  предлагают  строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры  были  равными  в  правилах  игры.  Маленький  также  привыкает  к тому,  что  ему  надо  играть,  соблюдая  правила,  постигая  их  смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны  своим  внешним  ярким  видом,  умением  «разговаривать». Изготовление  всей  семьёй  плоских  фигур  из  картона,  других  материалов  дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
    Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что  купили  игрушку,  и  он  знает,  как  ей  играть,  лучше  предоставить  ему возможность  действовать  самостоятельно.  Но  скоро  опыт  ребёнка истощается.  Игрушка  становится  не  интересной.  Здесь  нужна  помощь старших,  подсказать  новое  игровое  действие,  показать  их,  предложить дополнительный  игровой  материал  к  сложившейся  игре.  Играя  вместе  с ребёнком,  родителям  важно  следить  за  своим  планом.  Ровный,  спокойный, доброжелательный  тон  равного  по  игре  партнёра  вселяет  ребёнку уверенность  в  том,  что  его  понимают,  с  ним  хотят  играть. Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время  от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая  обстановка  рождает  новые  игровые  действия,  сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в  обществе  близких  ему  людей,  тем  больше  взаимоотношения,  общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Воспитатель Тевосян С. А.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы...".
В.А.Сухомлинский
Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание и развитие здорового ребенка. И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта, создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Задачами формирования здоровьесберегающей среды являются:
создание экологической и психологической комфортности образовательной среды;
создание игровой развивающей среды;
обеспечение безопасности жизни детей;
обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них.
В структуру здоровьесберегающего пространства в группах входят следующие компоненты:
-центры здоровья и двигательной активности;
-центры экологического образования;
-центры развития;
-центры обучения детей правилам дорожного движения;
-центры искусства и музыкальной деятельности.
Для создания инновационной среды в детском саду широко используется нетрадиционное оборудование – сделанное своими руками.
Нестандартное оборудование должно быть:
Безопасным
Максимально эффективным
Удобным к применению
Компактным
Универсальным
Технологичным и простым в применении
Эстетичным
Инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОО.
САМОМАССАЖ
Самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, шишкамим, еловыми веточками, карандашами, ручками, фломастерами и т.п. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами.
САМОМАССАЖ СУ-ДЖОК ШАРАМИ
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ПАУЗЫ
«Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
РИТМОПЛАСТИКА
Ритмопластика — является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.
Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, её эмоционально — телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в спортивных секциях. Чем раньше мы дадим ребёнку разнообразные впечатления, чувственный опыт, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности.
ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ ЗДОРОВЬЯ
Точечный массаж – это воздействие на биологически активные зоны, расположенные на коже человека. Стимуляция биоактивных зон кожи активизирует выработку в организме собственного интерферона, который обладает противовирусным эффектом. Точечный массаж не имеет возрастных ограничений – делать его можно и пожилому человеку, и маленькому ребенку. Детей старшего возраста родители могут научить проводить массаж самостоятельно. Специалисты отмечают, что если ребенок, которому из месяца в месяц делали точечный массаж, вдруг и заболевает, болезнь протекает у него в значительно легкой форме.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Гимнастика для глаз эффективна как средство профилактики нарушений зрения. Мы часто недооценка применения зрительной гимнастики, упражнения являются своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы. Наша задача – выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребёнку дома и даже самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие цели: повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Техника выполнения дыхательных упражнений
В основу методики проведения положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков(ах, ух ,фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Занятия по дыхательной гимнастике могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения.
Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
"ТРОПА ЗДОРОВЬЯ"
«Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:
• профилактика плоскостопия;
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
СТРЕТЧИНГ – это упражнения на растяжку и гибкость. Занятия на растяжку могут быть как самостоятельными, так и дополнительными к основному комплексу фитнеса или аэробики, который вы выполняете в спортивном зале. Можно сказать, что стретчингом занимался каждый, кто хотя бы раз пытался сесть на шпагат. Растяжка мышц ног — один из основных элементов данной дисциплины.
Кроме возможности сесть на шпагат, исполнив свою детскую мечту, занятия стретчингом прекрасно тренируют мышцы шеи, спины, рук и всей верхней части тела. Регулярные упражнения на растяжку не дадут вашим мышцам и суставам утратить подвижность и тем самым предотвратят старение.
Итак, забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие.
Семейные традиции
Методист Л.А. Кузнецова
          Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой               
Семейные традиции в воспитании и развитии ребенка играет большую роль. Что означает слово — семья? Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любо¬вью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Например, «В гостях хорошо, а дома лучше», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Дети не в тягость, а в радость», «Когда семья вместе, и сердце на месте».
Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаменталь¬ная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддерж¬ки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и един¬ство с родными. Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит се¬мье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необ¬ходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье» (Г. Г. Кравцов).
Семейные традиции — конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это мо¬жет быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция - вместе с ребен¬ком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родос¬ловной и составление семейных альбомов. Это и коллекциониро¬вание, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рож¬дения ребенка.
Семейные праздники очень нужны для детей. Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли...
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ре¬бенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпа¬дет ему при игре или по фанту.
Желательно украшать квартиру или комнату к празднику. Это создает определенное настроение. Важно в этом принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом сле¬дует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее про¬думать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фан¬тазии взрослых зависит успех детского торжества. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец сво¬его отдыха и проведения досуга.
Каждый из нас — продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Семейный альбом — это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — имен¬но то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влия¬ние на развитие личности дошкольника. Как хорошо собраться вместе и по¬ехать все семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побро¬дить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей при¬роды, провести с ребенком игры природного содержания, напри¬мер: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, собрать с детьми природный матери¬ал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес, который является народным богатством.
Наша задача - помочь ребенку успешно войти в совре¬менный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия.
Мастер-класс для родителей «Елочные  игрушки»
Воспитатель Гальчина И.Г.
Елочные поделки из пряжи, елочные игрушки из бусинок и бисера, кружевные шары с бисером и пайетками, игрушки из ниток и картона на елку, подарочные коробочки на елку.

День рождения - праздник детства!
(или как устроить день рождения для ребенка)

Воспитатель: Денисова Т.В
Спросите у любого ребенка, какой день он любит больше всего, и услышите один ответ - День рожденье! Наверное никогда мы не любим этот праздник так сильно, как в детстве. Малыши начинают ждать следующий День рожденья, едва отпраздновав этот. Этот праздник для ребенка подтверждение тому, что он растет, развивается, становится старше. Нельзя относиться ко Дню рождения ребенка как к своему собственному. Порой мы не хотим праздновать свои именины, звать гостей, что-то готовить, с возрастом краски этого праздника для многих блекнут, но только не для детей! Поэтому День рождения вашего ребенка должен быть веселым, красочным и запоминающимся.
Для начала необходимо заранее подготовиться. Чем интересней подготовка, тем с большим нетерпением ребенок ждет самого праздника, и тем приятней его наступление. Начать подготовку необходимо за 2-3 недели до праздника. Вопросы подготовки обсуждаются в семейном кругу. Инициатива и первенство в обсуждении должны принадлежать ребенку, а если эта подготовка ко дню его рождения, то он должен понимать, что гости — это люди, которые не только приносят подарки и делают, что их попросят, но это прежде всего лучшие друзья и близкие люди, разделяющие с ним радость этого дня.  Поговорите с ребенком о подарках, помогите ему научиться радоваться любому подарку и видеть в нем внимание и любовь к себе. Расспросив ребенка о том, что он хотел бы получить в подарок, можно обзвонить близких друзей и родственников и поделиться с ними желаниями ребенка. Можно воспользоваться традиционным «письмом Деду Морозу» или другому персонажу. Заранее так же необходимо определиться с бюджетом, временем и датой проведения, составить список приглашенных и выбрать место для празднования Дня рождения.
Если вы решили, что будете праздновать дома, то в сам День рождения начинать действовать надо с утра. Надо создать хорошее настроение ребенку еще до прихода гостей. Самый простой и быстрый способ - украсить его спальню воздушными шарами и плакатами, спрятать под подушку или под кровать подарок, расставить поздравительные открытки по всем комнатам.
Следующее, что надо сделать - подготовиться к приходу гостей. Пусть ребенок во всем вам помогает: украшает помещение, раскладывает столовые приборы, помогает с уборкой. Будет здорово, если вы сможете сделать несколько плакатов с фотографиями или достижениями ребенка. Это не только украсит стены квартиры или дома, но и подчеркнет важность данного мероприятия. Если планируется, что придут взрослые с детьми, подготовьте два стола с различной сервировкой. В этом случае взрослые смогут посидеть своей компанией и пообщаться не только о детях, но и на другие темы.
Дети дошкольного возраста не могут долго сидеть на месте, поэтому следует через каждые 20-30 минут проводить какие-либо интересные конкурсы или игры. Не забывайте хвалить детей и дарить маленькие призы за победу в конкурсах.
Очень важным моментом на детском празднике является задувание свечей на торте. Независимо от того, испечете вы его сами, купите или закажите в кондитерской, он должен быть индивидуальным, предназначенным именно вашему ребенку.
Для проводов гостей заготовьте специальный мешочек с маленькими подарками. Так вы не только поблагодарите гостя за принятое приглашение, но и оставите у него приятные воспоминания о Дне рождения вашего ребенка
Семейный досуг зимой.
(консультация для родителей)
Воспитатель Королева О.В.
   Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки – это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками.
    Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше проводить на улице. Так, полезно прогуляться с ребенком по заснеженному парку или скверу, где в это время года особенно красиво, подышать свежим воздухом, покормить птиц, слепить снеговика. Если спокойные прогулки не очень привлекают ребенка, то на помощь придут санки, коньки и лыжи.
Родителям на заметку
  1. Если вы предпочитаете коньки, то лучше выбирать каток под открытым небом, где созданы все необходимые условия: приятная музыка, гладкая поверхность льда, работает медицинский пункт для оказания помощи в случае травмы.
  2. Катание с горки можно разнообразить всевозможными заданиями. Например, спускаясь с горки на санках, кидать снежки в мишень, собирать на спуске расставленные флажки или веточки.
  3. Планируя прогулки на лыжах, необходимо заранее продумать маршрут, чтобы не утомить ребенка.
     Конечно, зимой не всегда удается провести время на улице в силу погодных условий. Тогда можно найти занятие для дружной семейной компании дома, например, поиграть в настольные игры. Также можно предложить ребенку отобразить в рисунках зимние прогулки и игры.       Интересными будут рассказы родителей об истории появления лыж, коньков, санок.
    Организуйте для ребенка и его друзей веселые игры в парке, во дворе.
 В качестве «инвентаря» подойдут деревья, за ними можно прятаться.
   Пеньки, на которые можно залезать и спрыгивать, обегать вокруг них.
   Включайтесь в игру сами, играйте весело с удовольствием. В ходе совместной деятельности у ребенка формируются навыки взаимодействия и общения. Использование игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности, что является одним из главных в укреплении и сохранении здоровья детей, приобщении их к здоровому образу жизни.
Игры с детьми на улице.
  • Ангелы
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его "ангельскую" форму. Только что выпавший снег - прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.
Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.
  • Следопыты
Дети любят рассматривать собственные следы на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.
  • Следы снежного человека
Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека.
  • След в след
Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.
  • Рисование на снегу палочкой
Если вы любите летом рисовать палочкой на сыром песке, то зимой вы можете попробовать рисовать ей на снегу.
  • Новогодне-зимние находилки
Находилки - развивающая игра в необычном формате. Она знакомит детей с окружающим миром, развивает восприятие, внимание и зрительную память. Да и вообще, что может быть лучше игр на свежем воздухе?
Правила игры. Распечатайте бланк с картинками, вложите его в твердую папку. А теперь одевайтесь потеплей и отправляйтесь с ребенком на прогулку по зимнему, предновогоднему городу. Ваш ребенок должен будет находить все, что изображено на рисунках, и отмечать находки галочкой. Или же вы вместе все находки фотографируете и делаете дома подробный фотоотчет.
  • Снежные цветы
Приготовьте для опыта:
- соломинку,
- раствор для надувания мыльных пузырей
Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
  • Снежинки
Снег сам по себе очень уникален! Если на улице подходящий снег, состоящий из отдельных снежинок, то дайте ребёнку лупу, чтобы он мог рассмотреть какие они все разные и красивые.
Снежинку можно сфотографировать в режиме макросъёмки на тёмном фоне и получится отличное фото!
Хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

Прогулки с детьми и наблюдение за птицами
Воспитатель: Денисова Т.В
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе, городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, побуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показать уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранить, уважительно и бережно с ней обходится. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных(неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничего иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайным природы. Прежде всего следует обратить внимание малыша на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказать про него, пояснять, сообщать. Маленький ребенок с трудом воспринимает слава, а тем более пространную речь взрослого. Слова – это абстракция, звукосочетание; чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образец. Именно поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природными явлениями, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.
В любом возрасте можно и нужно привлекать внимание детей к объектам живой природы. Шумное чириканье воробьев означает, что действительно наступила весна и возврата зимы уже не будет. Наблюдения за весенним поведением птиц- интереснейшее занятие, только взрослый должен вовремя обращать внимание ребенка на происходящие события. Птицы разбиваются на пары и выбирают место для гнезда. Вороны подправляют свои старые гнезда, носят в клювах прутья, палки, громким карканьем отгоняют от своей территории чужаков. Воробьи устраивают гнезда в каких-нибудь щелях, под крышами. Строение воробья трудно даже назвать гнездом, потому что это- несколько слабо скрепленных веточек, травинок – воробей никудышный строитель. Тем не менее можно увидеть, как воробьи подбирают на земле палочки, летят с ними к месту гнездования. Примерно также ведут себя и голуби, они такие же плохие строители – свои простенькие гнезда устраивают на выступах или в углублениях стен.
Когда самочки сядут на яйца для высиживания, самцы начинают их кормить,- можно увидеть, как они несут в клювах какой-нибудь корм. Во всех случаях, если взрослый заметит такое поведение пернатых, он предлагает ребенку проследить, куда птица летит, что несет в клюве, и подумать, что это означает. В дальнейшем, когда выведутся птенцы, и оба родителя начнут выкармливать их насекомыми, такие полеты можно наблюдать чаще, ребенок сможет сам заметить интересное поведение птиц.
Замечательные наблюдения могут получится вблизи скворечника, гнезда ласточки, рядом с грачевником. Взрослый учит ребенка вести себя тихо, сосредоточится: чтобы заметить что-то необычное нужно иметь терпение. Ожидание будет вознаграждено: ребенок увидит, как скворцы втаскивают строительный материал или корм в домик, как скворчиха сортирует корм для птенцов, выбрасывает жестких жуков, как ласточка ловко влетает в гнездо-норку.
За городом привлекает внимание грачевник – колония грачей, которая разместилась на деревьях, близко друг к другу устраивая свои гнезда. В этом месте стоит шум и гвалт, отчетливо видно, что делают птицы: черные крупные грачи хорошо видны на фоне неба и почти голых деревьев.
Наблюдение за птицами продолжаются всю весну. Особенно интересны они, когда подросшие птенцы-слетки начинают покидать гнездо: крупные, толстенькие, но еще желторотые и неуклюжие птенцы начинают осваивать пространство вокруг гнезда. Для родителей –это самое беспокойное время: они продолжают кормить птенцов, учат их летать и отыскивать корм, одновременно стараются обеспечить безопасность. Проще всего наблюдать за воробьями: семья стайкой кочует по гнездам, садится на кустарники, взлетают на нижние ветки деревьев. При этом, если ребенок ведет себя спокойно, можно увидеть, как воробьиха то одному, то другому кладет найденные зернышки. Иногда можно заметить, как с воздуха такую стайку отслеживает ворона или по земле крадется кошка. Молодых птенцов подстерегает много опасностей, поэтому оба родителя проявляют бдительность, храбро защищают свое потомство.
Уже весной можно наблюдать некоторые интересные особенности поведения птиц, которые служат приметами к изменению погоды. Если воробьи купаются в пыли, значит надо ждать дождя, если они купаются в воде -будет потепление. Если разные птицы много кричат, в том числе вороны громко каркают, значит, будут осадки. Интересно наблюдать за полетом ласточек и стрижей – это прекрасные летуны, приспособленные кормиться в воздухе. Быстрый стремительный полет этих птиц привлекает взор наблюдателя, а им дает возможность хватать насекомых на лету. По ним можно также судить о предстоящих изменениях погоды: если они летают высоко, значит, дождя не будет, если же низко – скоро будут осадки.
Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только молодой порослью, нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по лесу разносятся птичьи трели. Это время, когда повсюду можно услышать «росчерк» зяблика, треньканье синицы, задорную трель дятла и милое «ку-ку». Особое наслаждение вечерами или ранним утром доставляет пение соловья, его можно услышать даже на окраинах больших городов. Поют главным образом самцы, а самочки сидят на гнездах; поют они да тех пор, пока не вылупятся птенцы, затем начинается тяжелая работа – выкармливание потомства – и родителям уже не до пения. Развития наблюдательности у детей серьезный интерес к природе и радость общения с ней.
Семья – как основа воспитания личности
дошкольника в современном обществе

Воспитатель Козлова Е.В.
Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создаёт тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемые в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Взрослые самые первые и важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формировании его системы ценностей.
Ваша цель – помочь себе радоваться вашим детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.
Ближайшему окружению желательно научиться прививать и развивать у ребенка хорошие привычки, манеры, культуры общения. Как знать, может быть, это послужит для общества началом пути в удивительный и мир красоты, доброты.
Каждый дошкольник должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеет способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Дети требуют не столько внимания – опеки, сколько внимания – интереса, которые им можете дать только вы, родители.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении. А для этого желательно придерживаться более простых истин.
Для ребенка родитель является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь – в – точь как его отец!»
Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Речь и воспитание ребенка будет успешнее всего развиваться в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Взрослым принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить. Но не менее активна роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии и самого ребенка, которое будет отражаться на его поведении.
Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнавать о доме и местах, удаленных от него.
Возможно, самое высокое умение ближайшего окружения – это умение получать радость от самого общения с ребенком, от процесса воспитания. И щедрое умение дарить это умение эту радость своим детям.
Подборка развивающих игр № 1
Воспитатель: Петрова Т.Г.
Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.
Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.
Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.
Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.
Работа по развитию интеллекта должна проводиться систематически. Развивать интеллект можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию интеллекта.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Перепутанные линии» - Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.
«Пальчик» - Найти нужную картинку на столе. Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками (указательный палец правой руки находится на краю стола и не поднимается, пока он не найдет нужную картинку.). Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее, а значит, и интереснее будет игра.
«Найди отличия» - Ребенок ищет отличие одного предмета от другого. Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет».
«Будь внимателен» - Взрослый говорит гимнастическое упражнение, а ребенок его выполняет (на слух).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«Детектив» - Ребенок в течение 10 -15 мин рассматривает и запоминает 10 -15 картинок, после чего картинки убираются, он должен назвать картинки, которые запомнил.
«Что снаружи, что в нутрии?» - Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что – внутри. Например, Что внутри? (сумка – кошелек, кастрюля – каша). А что снаружи? (собака – будка, шкаф – дом).
«Что ты ел на завтрак, обед и ужин сегодня, вчера?» - Ребенок должен перечислить.
«Я положил в мешок» - Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, а ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
«Кто кем будет?» - Взрослый называет предмет или явление, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут». Например, яйцо – цыпленком, семечко – цветком. Может быть несколько вариантов ответов. Например, яйцо – цыпленком, яичницей, черепашкой...
«Найди лишний предмет» - Ребенок называет или убирает лишний предмет по признакам и назначению.
«Антонимы» - Взрослый называет слово, а ребенок говорит противоположное слово по смыслу. Например, твердый – мягкий.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Клякса» - Ребенок должен придумать на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что – то понятное. Листы с кляксами приготовить заранее.
«Придумай название» - Взрослый выбирает несколько небольших детских стихотворений, читает их ребенку, не называя заголовка, а ребенок должен придумать свое название к этому стихотворению. Эта игра научит обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«Загадка» - Взрослый (ребенок) описывает предмет, находящийся в комнате, а ребенок (взрослый) отгадывает его.
«Давай искать на кухне слова» - Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И т.д.
«Угощаю» - Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» на ладошку взрослому, затем взрослый ему и так до тех пор, пока все не «съедите».
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения.
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель Кузнецова С.В.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т. д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
«Тактильное рисование»:
«Рисование пальчиком»
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»
Ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Использование дополнительных средств выразительности»:
«Оттиск печатками из пробки или ластика»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Кляксография обычная»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Кляксография трубочкой»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг»
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки»
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование мелками»
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
«Разрисовка маленьких камешков»
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.
«Метод ниткографии»
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
«Рисование на мокрой бумаге»
Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
«Учимся делать фон»
Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
«Использование смешанных техник»:
«Коллаж»
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.
«Рисуем с помощью открыток»
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
«Тканевые изображения»
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»
В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
«Восковые мелки или свеча+акварель»
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.
Вывод: использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствует развитию мелкой моторики рук.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому