Консультации музыкального руководителя - МАДОУ № 56

Title
Перейти к контенту
Консультации музыкального руководителя
Уважаемые мамы и папы!
Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Постарайтесь:
• Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
• Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;
• Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
• Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поет или танцует;
• Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
• Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.

От природы музыкален каждый ребёнок
Природа наградила человека щедро: она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!
Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что – нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдет в качество, только для этого потребуется время и терпение.
Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребенку ярлык «немузыкален» (это проще всего) – постарайтесь сделать все для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становиться.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно смузыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.).
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства ... они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Подготовила Адамян Нуне Азатовна
Учим ребенка слушать музыку
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.

Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым, и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.

Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка.

Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками: дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку.

Нужно стремиться всячески активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления.

Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку, беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.
Встречаем Новый год в кругу семьи.
Для каждого ребенка ожидание этого светлого праздника сопряжено с ожиданием чуда, сказки, нового счастья, и поэтому безудержное веселье сочетается с тихой грустью, а взрослые и дети становятся абсолютно равными - как в проявлениях радости, так и в безграничной вере в сказку. К празднику необходимо быть причастным, ждать его, готовиться – и только тогда он осуществит все мечты и чаяния, которые на него возлагаются. Дети, которые наивно и непосредственно радуются каждому сюрпризу и подарку в новогодние дни, учат нас, взрослых, доброте, искренности и умению дарить тепло другим, и поэтому взрослые не должны разочаровать своих детишек, а подарить им такое светлое торжество, которое они благодарно будут помнить всю жизнь.

Новый год вместе с детьми – будет весело
Готовясь встречать Новый год с ребёнком дома, родители могут быть расстроены перспективой скучного праздника возле телевизора. Но не забывайте, что успех и настроение каждого семейного мероприятия зависит только от нас – каким мы захотим видеть свой праздник – таким он и будет! А пока в запасе есть немного времени – обсудим варианты нескучного новогоднего вечера с детьми.

Если в семье несколько детей – уже хорошо, ведь собирается целая команда, готовая играть, соревноваться и веселиться вместе. Одному малышу, конечно же, может быть скучно – в этом случае, может быть, стоит пригласить в гости друзей, у которых малыш такого же возраста? Детям будет не скучно вдвоём, а родителям станет гораздо интереснее готовиться к празднику, с друзьями за компанию. Если друзей с малышом нет – пригласите в гости бабушку с дедушкой, тётю малыша – тогда у ребёнка будет возможность готовиться к приходу гостей, подготавливать подарки и сюрпризы для них – а это уже становится частью праздничной интриги, которая создаёт хорошее настроение всем без исключения.

Новогодний стол, конечно же, нужно накрыть в гостиной, причём в ходе подготовки к празднику важно уделить большое внимание местам для детей, сервировке их столика, другим атрибутам. Родителям заранее необходимо побеспокоиться о подарках для детей, а также всевозможных призах, сюрпризах и аксессуарах для конкурсов и игр, которые мы предложим Вам ниже.

Малыши обязательно должны принимать участие, как в украшении комнаты, так и в приготовлении простейших кулинарных сюрпризов – бутербродов, салатов, печенья и т.д. На детский стол с самого начала праздника не рекомендуется выставлять сладости – иначе малыши съедят их в первую очередь, и откажутся от основных блюд.

И вот – столы накрыты, гости на пороге, начинается наш чудесный новогодний вечер! Детишки же, конечно, ближе к вечеру отдохнули, хорошо – если вместе с Вами, ведь праздник потребует выдержки и стойкости от всех. Они наряжены в красивые новогодние костюмы, мама и папа надели самую красивую одежду, и праздник обещает быть очень торжественным и радостным. Под каждую тарелочку для гостей положите написанные заранее маленькие открыточки с поздравлениями и самыми тёплыми и забавными пожеланиями! Когда гости рассядутся, и начнут читать эти пожелания, уже будет весело, потому что у папы вдруг окажется открытка со словами «получать одни пятёрки в школе!», у бабушки – «выиграть в лыжных соревнованиях», а у сына – «получить повышение и премию от босса».

Через некоторое время мама, а может быть – ребёнок, предлагает написать коллективное письмо деду Морозу с пожеланиями и поздравлениями. Достаётся заранее заготовленная большая открытка, или нарисованная ребёнком открытка с новогодней тематикой, и все помогают составить текст, придумывая прилагательные и эпитеты. Например, при обращении к деду Морозу все говорят – какой он, а кто-либо один записывает эти слова. При прочтении получается очень смешно: «Дорогой, милый, уважаемый, бородатый, старый, любимый, страшный, добрый дед Мороз! В прошлом году я был послушный, весёлый, трудолюбивый, уставший, злой, радостный и счастливый. В этом году я буду вести себя хорошо, отвратительно, ни в какие ворота, ужасно, отлично. И поэтому прошу тебя принести мне огромный, дорогой, маленький, весёлый, золотой подарок.» Канву поздравления лучше написать на открытке заранее, оставив достаточно места для дополнительных слов. Когда открытка будет готова, следует торжественно её зачитать – смеяться будут и взрослые, и дети!

Новогодний вечер в разгаре, и детишки уже немного устают от сидения за столом. Настала пора поиграть с ними, причём принимать участие обязательно должны и присутствующие взрослые.

«Какие у нас ёлочки?»
то-нибудь из взрослых говорит: «Ёлочки бывают разными. Я буду называть слова, а вы все показывайте эти ёлочки, изображайте их!» И начинает перечислять – высокие ёлочки, низкие ёлочки, широкие ёлочки, кривые ёлочки, узенькие ёлочки, согнутые ёлочки и т.д. Эти слова можно «разбавлять» словами «вкусные ёлочки», «солёные ёлочки», «злые ёлочки» - такой креатив вызовет всеобщее веселье и смех, а самые лучшие фантазёры попытаются изобразить и эти категории ёлочек. После игры не забудьте одарить всех игравших призами, причём дети могут получить игрушки и книжки, а взрослые – соски – пустышки, клизмы и т.д.

«Рисуем деда Мороза»
Следующая игра должна быть более спокойной. Предлагаем Вам вывесить на стене или дверях большой плакат с изображением деда Мороза без бороды, валенок и шапки, или снеговика – без носа-морковки, ведра на голове и пуговиц. Предложите и детям, и взрослым такую игру: вытащите отсутствующие предметы гардероба, нарисованные отдельно, и попросите играющих с закрытыми глазами прилепить их (для этого используйте кусочки двустороннего скотча) на нужное место. Игра простая, но веселья будет очень много! Эту игру можно организовать по-другому – чтобы недостающие детали игроки дорисовали маркерами. Но в этом случае будьте осторожны с основой, и, чтобы не испортить обои, подложите под плакат широкий картонный или фанерный щит. Игрокам, конечно же, вручаются сувениры и подарки.

«Игра в снежки».
сли у вас не будет возможности выйти на улицу и просто побаловаться в снегу – не беда, ведь можно организовать игру в снежки даже дома! Для этой игры скатайте снежки из синтепона, как вариант – из скомканных белых салфеток, обмотав немного нитками. Главное – чтобы снежки были очень лёгкими, почти невесомыми. Обезопасьте площадь для игры – уберите вазы и другие хрупкие предметы поблизости. На стул со спинкой поставьте щит с изображением мишени. Вместо мишени на рисунке могут быть забавная рожица, изображение разбойника или злого волка и т.д., это сделает соревнование ещё привлекательнее и веселее для детишек. Начертите или обозначьте на полу линию, откуда предстоит метать снежки – это должно быть на довольно большом расстоянии, 3-4 метра для взрослых, 2-3 метра для маленьких детей. Играющие метают снежки по очереди в мишень, а все остальные подсчитывают количество метких попаданий. Всем без исключения детям вручаются призы, причём можно называть, за что: «Пете приз за то, что больше всех попал», «Васе приз за то, что красивее всех кидал», «Анечке приз за то, что попала злому волку прямо в нос!» После снежков дети разгорячатся – самое время попить чайку со сладостями.

«Наряди ёлку».
абавный конкурс, который одинаково весело пройдёт как среди детей, так и среди взрослых. Дети и взрослые – это две команды. Каждой команде даётся коробка с ёлочными украшениями. У детей в коробке должны быть мишура, игрушки на нитках, серпантин, крупные бусы, банты, фантики и конфеты, и т.д. У взрослых в коробке могут оказаться носки на верёвочках, мишура, галстуки, дамские бусы, тапки и т.д. Один из команды выбирается ёлочкой – он становится в центр, раскрыв руки наподобие ёлочных лапок. Другие по команде начинают эту ёлочку «наряжать» - причём взрослые должны немного «отставать» от деток, позволяя им выиграть. Этот конкурс проходит весело, играющим раздаются призы, делается фото с «ёлочками» на память. Поскольку конкурс всегда проходит шумно и весело, после него необходимо немного отдохнуть, дать деткам возможность перевести дух, посидеть, и для этого предлагаем вам следующую игру.

«Догони зайку».
Такое название игры вовсе не предполагает беготню – все, и взрослые, и дети, садятся в центр комнаты на ковёр, в круг. Играющие берут две мягкие игрушки – лису и зайца, на диаметрально противоположных точках круга. По команде игрушки передают друг другу, имитируя погоню лисы за зайкой – то в одну, то в другую стороны по кругу. После того, как лиса догонит зайку, или по сигналу ведущего игра прекращается. Хитрость этой игры в том, что, если эти игрушки ребятня не видела раньше, то взрослые могут тихонько попить чаю и поговорить о своём, о взрослом, а дети останутся сидеть на коврике, и будут рассматривать игрушки, играть с ними некоторое время.

«Хоровод».
Это конкурс на лучшее исполнение новогодней песни, одновременно с движением под музыку. Требуется спеть песню хорошо, и не порвать хоровода, а наоборот – двигаться красиво. Вначале выступают дети, а взрослые становятся судьями, и в конце выступления ставят отметки (можно заранее сделать большие цифры на палочках, как в Жюри). Естественно, что детям необходимо поставить наивысшие оценки, даже, если что-то у них не получалось. Затем выступают взрослые, а дети сидят в Жюри. У взрослых всегда что-то не получается – то упадёт кто-то, то вдруг кто-то запоёт совсем не то, то наступят на ноги друг другу… Этот конкурс даёт возможность взрослым подурачиться, а детям – спокойно посидеть и посмеяться над незадачливыми папами и мамами, вдруг разучившимися петь. Конкурс выигрывают дети – им и призы!

Далее – самое время прийти деду Морозу, и вручить долгожданные подарки всем. Детки споют песенки, расскажут стихи, станцуют, взрослые будут также поддерживать их. Дед Мороз угостит всех сладостями, сыграет в игру «Снежинки, разлетайтесь!» с детьми – не догнав ни одного из детей, ведь дедушка уже – такой старенький! Деда Мороза пора проводить, а самим взрослым – за стол, пока дети заняты рассматриванием подарков и игрой с ними.

Конечно, сценарий семейной встречи Нового года с детьми – весьма условный, и Вы по своему желанию можете дополнять его различными играми, как для детей, так и для взрослых. Мы лишь хотели обратить Ваше внимание на то, что праздник, даже с маленькими детьми, может быть очень весёлым и нескучным. Такой семейный вечер Ваш малыш, да и все присутствующие, запомнят надолго, и будут весело рассказывать всем друзьям и знакомым, что происходило на празднике, как все смеялись и шутили. Не забудьте делать фото Вашего праздника – они на всю жизнь запечатлеют это весёлое и запомнившееся и взрослым, и детям семейное мероприятие.

Счастливого Нового года Вам и Вашим родным!
Музыкальное воспитание детей в семье.
ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками, изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально – образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.
Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
— обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
—развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
— способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо   заложить   основы   для   будущего   профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

3.    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Дома имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

4.    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого активна—это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку .
Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей.
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.
Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).
Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.
Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.
От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.
Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому