Консультации логопеда - МАДОУ № 56

Title
Перейти к контенту
Консультации логопеда
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Учитель-логопед А.Р.Трунова
Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части.
Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Для чего нам нужен звуковой анализ? Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместострана – сана, тана или др.
Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
  • трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
  • грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),
  • побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
  • нарушение понимания прочитанного,
  • слишком медленный темп чтения,
  • «угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
  • замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
  • искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
  • грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. Способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.
Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Далее предлагаем варианты игр с ребенком для развития этого самого восприятия.

Упражнения для развития ЯЗЫКОВОГО анализа и синтеза *
1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»?Какое 1? 2? 3?).
2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.

* Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО и СЛОГОВОГО анализа и синтеза см. в следующих консультациях
Причины и виды отклонений речевого развития
детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед Солдатова Т.Н.
Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Он комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
Существует множество причин, которые могут помешать ходу речевого развития ребёнка. Вот основные:
1. Негативные факторы в период беременности и родов (токсикоз, инфекции, асфиксия при родах, стремительные или наоборот затяжные роды и многое другое);
2.Частые болезни ребёнка, ослабленность организма;
3.Травмы головы, шеи;
4.Педагогическая запущенность - ребёнок не получает достаточного внимания , нехватка общения со взрослыми, объяснений и пояснений приводит к тому, что ребёнок может ничего не знать об окружающем мире, что является фактором нарушения речи;
5.Снижение слуха или зрения;
6.Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (редкие зубы, расщелины губы и нёба ("заячья губа", "волчья пасть"), короткая подъязычная связка, неправильный прикус и т.п.);
7.Неврологические особенности (слабость мышц языка и губ, их напряжённость; признаки задержки психического развития, аутизма или умственной отсталости);
8.Двуязычие в семье;
9.Наследственная отягощенность или наличие дефекта речи у одного из родителей. Детям с нарушениями речи могут указать следующие заключения:
Фонетическое нарушение речи. При данном нарушении ребёнок произносит звуки неправильно, но различает их на слух и может указать количество звуков в слове, позицию определённого звука, его наличие или отсутствие. Данное нарушение может случиться в силу подражания неправильной речи, наличия двуязычия, особенностей строения речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Ребёнок не только неправильно произносит звуки, но и не может отличить на слух звуки близкие по звучанию (с-ш, з-ж, л-в, ль-й и т.п.) или артикуляции (ш-ж, ш-щ, с-ц и т.п.). При этом слух в целом у ребёнка в норме
Общее недоразвитие речи. Нарушены все компоненты речи: ребёнок не может составить фразу; он не различает грамматические формы (единственное и множественное число, падежи, рода); словарный запас беден или снижен; ребёнок не может правильно согласовать слова в фразах (моя слон, три яблоко, синий птица); звукопроизношение и слуховое восприятие звуков нарушены.
Заикание. Нарушение темпо-ритмической организации речи, выражающееся в запинках, прерывистости речи. Дети с тяжёлой формой заикания и общим недоразвитием речи должны заниматься в специализированных детских садах или логопедических группах.
Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
  • К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением. К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
  • К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
  • К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
  • 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
  • К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Педагогам в дошкольном образовательном учреждении следует обращать внимание на речь детей и давать рекомендации родителям. Либо направлять родителей к учителю-логопеду ДОУ, а он в свою очередь направит родителей и ребёнка к нужным специалистам. Так же педагоги обязаны выполнять рекомендации учителя-логопеда по закреплению звуков в речи детей и следить за их произношением.
Как помочь ребёнку развить связную речь?
(Консультация для родителей)
Учитель-логопед Рудик З.В.
Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развития навыков общения.
АЛЬБОМЫ.
    Создавайте фотоальбомы о жизни ребёнка. Это могут быть альбомы о домашних делах, о летнем отдыхе, о вашей семье, о домашнем питомце и т.п.
     Альбом нужно не просто сделать и убрать, а рассмотреть и обсудить каждую фотографию с ребёнком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было  до и после этого.
    Это должен быть настоящий альбом, чтобы ребёнок мог взять его в руки, посмотреть  ещё раз, показать друзьям. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребёнок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
РАССКАЗЫ РЕБЁНКА.
    Чаще просите ребёнка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребёнок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.
ПЕРЕСКАЗЫ.
   Просите пересказать то, что вы прочитали ребёнку вслух. Задайте вопросы по содержанию текста.
   Если вы посмотрели с ребёнком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.
Профилактика речевых нарушений
Учитель-логопед Рудик З.В.
Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком. Ребёнок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса – он молчит. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телепросмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития – до 7 лет. Выбирайте для своего ребёнка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе.

Ограничивайте телевизионное общение во времени!
Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являться причиной возникновения у детей дефектов речи. В таком случае ребёнок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Меры профилактики речевых нарушений.
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребёнка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с вами. Вредно сказывается на звукопроизношении длительное сосание соски (пальца). Читая ребёнку, беседуя с ним, отвечая на вопросы, вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребёнка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребёнка. Никогда, даже если вы устали, не говорите ребёнку «отстань», «некогда» - этим вы тормозите развитие ребёнка, снижаете его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребёнку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.
Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания
Учитель-логопед Солдатова Т.Н.
Что может затормозить речевое развитие крохи? Трахеиты, ларингиты, ложные крупы, бронхиты, воспаления лёгких - вот неполный перечень вредных для «свободы слова» заболеваний. Случаются они, как правило, у детей соматически ослабленных . Для таких малышей характерно верхнее-ключичное поверхностное дыхание и маленький объём лёгких. Со временем у них может появиться астматический компонент и масса других проблем, связанных с дыханием.

КАК РАЗОРВАТЬ ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ?
На практике всё это выглядит как некий замкнутый круг, неотработанный вдох и выдох провоцируют заболевания верхних дыхательных путей , а они в свою очередь не способствуют появлению лёгкого дыхания и красивой речи.
Однако если постараться , то можно разорвать эту патологическую цепочку обстоятельств. Вначале нужно заняться лечением носоглотки и дыхательных путей. Отоларинголог и педиатр наверняка подберут лечение ,необходимое именно вашему ребёнку. Это может быть что-то традиционное и уже ставшее привычным : ингаляции, физиотерапия, массаж, медикаментозная терапия или нечто экзотическое : ароматерапия, иглоукалывание, соляные пещеры ( под них оборудуют поликлинические кабинеты). Возможно какому – то малышу понадобится и оперативное вмешательство. После курса лечения , а часто и параллельно с ним проводят постановку дыхания ( фонопедию). Основная её цель - организация правильного фонационного (речевого) дыхания . Помимо этого фонопедия даёт и общий оздоравливающий эффект: снимает напряжение голосовых связок ,активизирует лимфо – и кровообращение в воспалённых тканях носоглотки. А ещё , благотворно влияет на лёгкие: увеличивает их объём, улучшает вентиляцию ; делает более подвижными и эластичными диафрагму , мышцы грудной клетки. Все эти органы и системы начинают гармонично развиваться и хорошо выполнять свою работу.
Научившись правильно дышать , ребёнок будет значительно меньше болеть , а со временем и совсем забудет, что такое простуда.
При проведении этих мероприятий не следует забывать , что всё должно быть строго дозированным . занятие и лечение нужно проводить под постоянным контролем со стороны логопеда и врача. Несоблюдение каких-то гигиенических правил , слишком большие нагрузки ,нерегулярное , от случая к случаю лечение могут усугубить положение и привести к прямо противоположному эффекту: афонии, дисфонии ( полному или частичной потере голоса), обострению хронических заболеваний дыхательных путей .

УЧИМСЯ ДЫШАТЬ С ПОЛЬЗОЙ.
Оптимальным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание ( его ещё называют мужским или певческим) . Оно совершается при активном дыхании диафрагмы и нижнего отдела грудной клетки . Когда человек произносит фразу , вдох и выдох происходят как носом, так и ртом. Надо сказать , что делать речевой вдох только носом в процессе разговора не совсем удобно . поэтому малыша необходимо научить вдыхать воздух через губы , слегка приоткрытые в улыбке. Причём очень важно, чтобы плечи ребёнка оставались практически неподвижными . Никакого напряжения и неестественной мимики при этом быть не должно !
Только свободный вдох и медленный плавный выдох будут способствовать появлению красивого голоса и выразительной речи.
Постановка правильного дыхания - важный этап в работе над всеми звуками. На полноценном , длительном выдохе они не заметят как появятся звуки и будут звучать ясно и чётко. Сильная воздушная струя особенно нужна для звуков «С» , «З» , «Ш»,» «Ж», «Щ», «Р» .
А если у малыша выявлено заикание , или нарушен темп речи по типу тахилалии ( полтерн, захлёбывающаяся, быстрая речь) , или по типу брадилалии ( замедленное высказывание , растянутое произнесение звуков и слов) , то без хорошо поставленного дыхания ему и вовсе не обойтись!

ВОТ ТАКАЯ АРОМАТНАЯ ИГРА.
Постараемся всё обустроить так, чтобы обучение напоминало малышу увлекательную игру . Ну, а в самом деле, не станем же мы двухлетнему карапузу втолковывать , что дышать надо носом . или с умным видом объяснять необходимость плавного длительного выдоха!
Лучше подведём кроху к цветку и скажем : « Понюхай , как хорошо пахнет цветок!» малыш непроизвольно втянет носиком воздух . Ему даже не придётся напоминать . что ротик при этом должен быть закрыт . Нюхая цветок, кроха всё сделает правильно и без подсказки! А потом ,
подражая вам , с удовольствием выдохнет : « А...А...» Если у ребёнка аллергия на цветы, то можно нюхать фрукты. А сколько поэтичных и красивых слов можно будет подобрать ! во время таких занятий речевой запас малыша заметно обогатится .

НАЧИНАЕМ ВЕСЁЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ.
Все дети обожают всевозможные игры и соревнования . Некоторые из них, рекомендованные специалистами научат правильно дышать и кроху с проблемным звукопроизношением , и заикающегося малыша ( для него постановка дыхания невероятно важна). Кроме всего прочего , ребятишкам необходима уверенность в собственных силах ,а она обретается именно благодаря участию в соревнованиях и победах.
« Смелые парашютисты»
Сдувание белых шариков одуванчиков.
« Чья бабочка улетит дальше»
Вырезать маленьких бабочек из бумаги, положить их перед собой на стол. Дуть на них. Чья улетит дальше.
« Необычный тренажёр»
Можно дуть на карандаши и ручки, лежащие на столе. Тем самым сдвигая их с места.
« Игры в ванной»
Дуть на плавающие в воде игрушки.
Хорошую службу при отработке плавного выдоха окажут всевозможные музыкальные инструменты и конечно же воздушные шарики. Они научат малыша дышать полной грудью.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА.
Проделывая все эти упражнения вместе с малышом , постарайтесь не забывать следующие моменты .
- прежде чем приступить к тренировке , убедитесь, что у ребёнка прекрасное настроение и имеется желание заниматься .
- все занятия проводите либо на открытом воздухе , либо в заранее проветренном помещении . Ни в коем случае не занимайтесь в душной комнате.
- если малыш только что пообедал , подождите хотя бы полчаса ,прежде чем заниматься.
- не стремитесь к рекордам и не планируйте на одно занятие все упражнения. Начните с одного - двух.
В этом нельзя перегружать кроху, тем более , если у него слабые лёгкие. Двух- трёх минут вполне достаточно для начала. Дыхательные упражнения - большая нагрузка для малыша.
Надеюсь, что с помощью этих рекомендаций малыш обретёт не только лёгкое дыхание , но и крепкое здоровье!
Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией
Учитель-логопед Рудик З.В.
Уважаемые родители, помните!
Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому вам необходимо запастись терпением: быть с детьми ласковыми и доброжелательными.
Эффективным методом работы при отработке поставленного звука в дошкольном возрасте является игра. Попросите ребенка пошипеть как змея, посвистеть как ветер, позвенеть как комарик и т.д. Не бойтесь создавать различные игровые ситуации. Например, отрабатывая звук «Ш» в слогах, можно использовать следующую игровую ситуацию: « Потерялся котенок». «Сегодня я шла с работы домой и видела котенка, который потерялся и испуганно шипел (показать ребенку картинку с изображением котенка). Он шипел вот так: шо-шу-шо-шу. Давай с тобой пошипим, как котенок: шо-шу-шо-шу». Недолго котенок был один его нашла девочка, и он радостно зашипел: шо-шу-шо-шу. Давай пошипим также радостно как котенок, который нашел свою хозяйку». При отработке поставленного звука в словах, можно предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать, что на них изображенно, при этом картинки можно располагать по разному: по кругу, горизонтально, вертикально.
Можно придумать и рассказать ребенку какой-либо рассказ, предложив договорить слова в предложении. Чтобы у детей не угас интерес к подобным заданиям, необходимо каждый раз использовать новые игры и игровые упражнения.
При отработке поставленного звука во фразе, тексте нужно тщательно подходить к выбору материала для детей. Подбирать художественные произведения в соответствии с возрастом детей, избегать многосложных слов и слов с трудной слоговой структурой, исключать звуки, которые произносятся ребенком искаженно, уточнять значение малознакомых слов. Работая над автоматизацией поставленного звука одновременно необходимо отрабатывать силу, высоту голоса, работать над правильным дыханием, длительным выдохом, интонационной выразительностью. Например, работая над закреплением гласного звука «У», поиграйте с ребёнком в игру «Поезд»: пусть ребенок погудит как поезд, который едет близко и далеко. Данная игра будет способствовать закреплению звука и развитию силы голоса у ребенка. Автоматизируя звук во фразе, следите за тем, чтобы фраза произносилась ребенком на одном выдохе. Не бойтесь пересказывать с ребёнком художественные произведения по ролям, инсценировать их. Позаботьтесь о том, чтобы проговаривая чистоговорки, стихотворения, фразы из художественных произведений, ребёнок изменял силу и высоту голоса производил правильный вдох на паузах. Также после чтения художественного произведения можно предложить детям выбрать из текста повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
(например: «Хлопни, когда услышишь в рассказе вопросительное предложение»)
В повседневном общении с детьми, услышав неверное произношение поставленного звука, необходимо добиваться правильного его произношения, развивая тем самым у детей навык самоконтороля. Строго следуйте рекомендациям учителя-логопеда.
Помните! Ежедневная и кропотливая работа непременно принесёт желаемый результат.
Дополнительная информация для родителей ребенка с премоторной корковой дизартрией.
Обращать внимание ребёнка на качество произношения отдельных звуков не следует, так как это больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов.
Составила Рудик З.В.
Игры и игровые упражнения для развития
правильного речевого дыхания

Учитель-логопед А.Р.Трунова
Что такое речевое дыхание?
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.
Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?
Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.
Игровые упражнения, направленные на развитие
физиологического и речевого дыхания
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), «Ветерок» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), «Свеча» (задувание свечи), «Вертушка» (вращение ветряных игрушек), «Лети, бабочка!» (приведение в движение изготовленных из цветной бумаги «бабочек») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.
• дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных и согласных, слогов, слов;
• проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться). Играйте и развивайте!

Игры для развитияречевого дыхания для детей с ОНР

1.Игра «Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

2.Игра «Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

3.Игра «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

4. Игра «Дыхание»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).

5.Игра «Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

6.Игра «Листопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

7.Игра «Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.Снежинок много я собрал,Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.

8.Игра «Кораблик»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.
9.Игра «Лети, перышко!»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

10. Игра «Мой воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,Над дыханием колдую.Шарик я надуть стремлюсьИ сильнее становлюсь.

11. Игра « Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами)."А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

12. Игра «Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.

13. Игра «Жуки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

14. Игра «Рычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

15. Игра «Варим кашу»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли":
молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").
Каша варится.
(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари!

16. Игра «Мычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

17. Игра «Дирижер»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

18. Игра «Изобрази животное»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

19. Игра «Эхо»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.
Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

20. Игра «Поезд»
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий:
"Игрушки", "Овощи" и др.
Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа:
"Это яблоко" и выставляет два вагончика.
Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".
Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".
На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".
Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

21. Игра «Полет на шарике»
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
Оборудование: разноцветные мячи.
Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:
Все дети во сне летают.
(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).
К звездам полететь мечтают.
Мы подрастаем, пока летаем.
(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).
Мы подрастаем, пока мечтаем.
(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).

22. Игра «Веселые движения»
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

23. Игра «Загони мяч в ворота»
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

24. Игра «Задуй свечу»
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

25. Игра «Чей паровоз громче гудит»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

26. Игра «Погреем руки»
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

27. Игра «Конфетки»
Цель: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).
Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

28. Игра «Отгадай по запаху»Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

29. Игра «Покачай игрушку»
Цель: формировать диафрагмальное дыхание.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.

1. Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Кто больше скажет без передышки»
Цель: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.

2. Игра «Ледоход»
Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.
Дует ветер по реке,Льдинки разгоняет.Мчит кораблик налегкеТрудностей не знает.

3. Игра «Трудный маршрут»
Цель: формирование направленного ротового выдоха, закрепление последовательности числового ряда, цифр в пределах 10, основных цветов, букв в зависимости от варианта задания.
На столе расставлены флажки (разных цветов, с цифрами или буквами).
Ребенок должен направить машинку (из бумаги) к флажку.
Наш помощник-грузовик
По дороге быстро мчит.
Помоги ему добраться,
Мимо цели не промчаться.

4. Игра «Цыплята»
Цель: формирование направленного ротового выдоха.
1 вариант. На столе расположена фигурка (игрушка, картинка) курицы. У каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок. Задание: помогите цыплятам попасть к маме.
2 вариант. На столе выставлены фигурки – курица, утка… Задание: помогите цыпленку найти свою маму.В нашем дворике, ребята,
Гомон с самого утра.У мамы-курицы цыплятаРазбежались кто куда.
Помогите квочке
Собрать «желтые комочки».

5. Игра «Звуковые клубочки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

6. Игра «Колобок»
Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.
В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
Колобок-колобок,
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,Лесных зверей берегись.

7. Игра «Горох»
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.Что-то спряталось на дне,Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.

8. Игра «Бабочка»
Цель: формировать сильную воздушную струю.
На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавицаНа ладошку села.Вместе с легким ветеркомНа полянку полетела.

9. Игра «Мишка»
Цель: формировать направленный ротовой выдох.Мишка очень шишки любит,Угощу его я ей.
Благодарен он мне будет,Сразу станет подобрей.
Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.

10. Игра «Хорошая погода»
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
На столе приклеено солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта.
Дети раздувают, разгоняют тучи.
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
Как правильно учить стихи с детьми 3-4 лет
Учитель-логопед А.Р.Трунова
Безусловно, не для всех детишек заучивание стихов – это проблема. Для некоторых малышей совсем даже наоборот: дети молниеносно впитывают то, что им нравится. В семьях, в которых близкие часто и много разговаривают с малышом, читают, рассказывают ему сказки, стихи, малыши даже в раннем возрасте заканчивают строки детских стишков. Но некоторым деткам трудно учить стихи, для них – это каторжный труд. Почему так происходит? Чаще всего, так происходит потому что стихотворение заучивается неправильно. Как же правильно, как учить стихи?

1. Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить малютку нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может быть он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.
2. Память малыша начинает активно развиваться в 4-5 лет. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 4 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4 лет нужно учить запоминать тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.
3. Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант – детская классика Барто, Чуковский, Михалков.
4. Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу».
5. Нельзя учить стихи просто так. Это должен быть подарок маме, дедушке, бабушке, белочке в парке или Деду Морозу на Новый год. Только к 7-8 годам потихоньку нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать и для себя.
6. Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша.
7. Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, выучите вместе с малышом несколько стихотворений – от этого будет только польза!
8. Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.
9. Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию.
10. Мы знаем, что у каждого человека есть предпочтительный способ запоминания информации, у малышей точно так же. Одним нужно слышать, другим – видеть, третьим просто необходимо расхаживать по комнате, а четвертым, наоборот, нужна полная неподвижность. Попробуйте все методы, и вы сможете понять, какой способ подходит вашему малышу, а какой – нет. Заодно вы сможете понять какой вид памяти у малыша ведущий. Возможно, вы будете использовать с малышом несколькими методами, будете их сочетать. Это вообще замечательно, развивайте те виды памяти, которые менее развиты у ребенка, ему потом будет значительно легче учиться. Главное – приятный результат: общение с малышом и с поэзией.
11.Еще один совет для родителей, которые приобщают своих малышей к поэзии. Нарисуйте вместе с ребенком все стихотворения, которые вы выучили. Такую собственную иллюстрацию к стиху. Подпишите название стихотворения и автора. Складывайте такие рисунки в отдельную папку. Потом некоторое время спустя доставайте, рассматривайте, читайте стихи. Это прекрасный вариант всестороннего развития малыша, поддержания объема памяти и культурного багажа.
Роль русской народной сказки в развитии речи детей
Учитель-логопед А.Р.Трунова
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации.
После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения. «Проживая» сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Внимание детей обращается и на приемы композиционного оформления сказочного повествования - традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве...»); концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»); связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
Игры по сказкам:
«Мои любимые сказки» - Учить узнавать сказки по чёрно-белому изображению. Уметь её рассказать. Игровые правила. Тот, кто узнал своего героя, получает цветное изображение. Игровые действия. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.
«Назови сказку» - Учить детей узнавать сказку по иллюстрациям. Уметь её рассказать. Игровые правила. Вспомнить героев сказки, описать характер героя. Игровые действия. Выигрывает тот, кто первым узнал сказку по иллюстрации.
«Что герой сказки рассказал о себе?» - Учить детей умению описывать героев из сказки, выделяя их наиболее характерные особенности; развивать связную речь, уметь внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ. Игровые правила. Вынимать героев из сказки по одной из коробки; рассказывать всё о герое, что знаешь и видишь (другие дети дополняют). Игровые действия. Поиск предмета, который описали дети. Кто первым нашел, тот берёт следующую игрушку для описания.
«Самый быстрый» - учить детей группировать героев из определённой сказки, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность. Игровые правила. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт всех героев. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд
«Подбери пословицу с противоположным значением» - развитие умения сравнивать и понимать сравнение. К сказке «Маша и медведь» - «Глупый киснет, а умный – мыслит»; «Две козы» - «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Иван-царевич и серый волк» - «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»; «Бычок - смоляной бочок» - «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» - «Кошке – смех, а мышке – слезы»; «Репка» - «Мала капля, а большое дело делает»; «Лиса и Журавль» - «Нет друга – ищи, а нашел – береги» и др.
«Подбери слова» - С целью конструирования слов, словосочетаний и предложений образование однокоренные слова (зайка – заинька – зайчишка); придумывание созвучных слов к слову трава (трава-мурава, трава — дрова, в траве-мураве); составление достаточно длинных распространенных предложений в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д. [14].
«Назови ласково» - Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками дошкольникам можно предложить: найти в сказке ласковые слова; слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Заяц-хваста» - «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» - «Усищи, зубищи, лапищи». – «А как можно их назвать ласково?»).
«Скажи какой?» - подбор синонимов к характеристикам героев сказок (Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нежная, заботливая, добрая; Ведьма – злющая, хитрая; Медведь в сказке «Машенька и медведь» - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; Колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый); подбор отдельных предметов (в сказке «Заюшкина избушка»: избушка лубяная - деревянная, теплая, прочная; ледяная - холодная, не прочная, снежная, прозрачная). Наличие в языке синонимов и их употребление развивает у детей способность чувствовать выразительность речи.
«Дорисуй» Для формирования навыка употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных. Дорисованные части предметов дети проговаривают (деревянная избушка, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т.д.).
«Посчитай»- С целью согласования порядковых числительных с существительными - пересчитать героев сказки «Репка»; зверей, которые приходили жить в теремок. Для расширение глагольного словаря дошкольники могут перечислить действия героев (коза из сказки «Волк и семеро козлят» - жила-была, ходила, наказывала, пела; заяц из сказки «Заяц-хваста» - жил-был, хвастал, боялся, бежал).
«Скажи одним словом» - При обучении классификационным умениям можно использовать прием группировки по заданному признаку: как одним словом назвать персонажей сказки, которые встретились Колобку (дикие животные); предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда) и т.д.
«Подели на слоги» - Для выработки практического навыка деления слов на слоги - один ребенок произносит первый слог, другой – второй слог и т.д. (в сказке «Кот, петух и лиса» договорить песенку Кота: «Не-сет ме-ня Ли-са, за тем-ны-е ле-са, за вы-со-ки-е го-ры, Ко-тик, спа-си меня!»). Затем задание можно усложнить (в этой же сказке нужно проговорить песенку Лисы: «Пе-ту-шок, Пе-ту-шок, Зо-ло-той гре-бе-шок, вы-гля-ни в о-кош-ко, дам те-бе го-рош-ку). Также дети прохлопывают имена героев сказок (например: в сказке «Колобок» - «Какое слово самое длинное, короткое?»).
Также дошкольникам можно предложить придумать новое название к сказкам из подходящих по содержанию пословиц и поговорок, объяснить свой выбор. В результате могут получиться интересные названия: «Кот, Петух и Лиса» - «Друг познается в беде»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - «Мир не без добрых людей»; «Теремок» - «В тесноте, да не в обиде»; «Зимовье зверей» - «Все за одного – один за всех»; «Лисичка со скалочкой» - «На всякого хитреца довольно простоты»; «Морозко» - «По труду и награда»; «Репка» - «Один за всех – и все за одного»; «Колобок» - «Доверяй – но проверяй».
Таким образом, использование русских сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Развиваем детский словарь
Учитель-логопед Рудик З.В.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые взрослый эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут — эмоции затмевают идею сказки, интонационные аспекты не там расставлены. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается.
Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.
Однако, развивая речь детей, взрослые не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще использовать в повседней жизни методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, прогулки) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, загадывание загадок и т.д.). При этом большое внимание необходимо уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.
Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по-другому?».
Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь ребенка дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детейумение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой проблемы нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Подбор антонимов:предложить ребенку закончить предложение, начатое взрослым: дождик вымочет, а солнышко... (высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и... (вспомнишь).
Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Ребенку дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться и т.д.
Более сложное задание — закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).
Усложнить задание можно за счет подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).
Подбор синонимов к многозначным словам (прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением.Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить ребенку их значение).
Эти речевые упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползет, летает, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают у старших дошкольников особый интерес.
Организуя  речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Двадцать простых советов логопеда
Учитель-логопед А.Р.Трунова
1. НАЧНЁМ С ВАС. Даже если Вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ. Озвучивайте любую ситуацию, но только если Вы видите, что ребёнок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. ГОВОРИТЕ ЧЁТКО. Говорите чётко, быстро, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. ТО ЖЕ, НО ПОРАЗНОМУ. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал». Это позволяет ребёнку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова.
Если Вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

6. ОЧЕНЬ ВАЖНО - ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

7. ВСЕ АНАЛИЗАТОРЫ В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ. Очень важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть - изучать различными способами. Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, чётко, выразительно.

8. В ОСНОВЕ РЕЧИ – СТРЕМЛЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ ОБЩАТЬСЯ. Как бы несовершенно Ваш ребёнок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще ещё не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

9. РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (нож-нос, уточка-удочка).

10. СТРЕМИТЕСЬ К РАЗНООБРАЗИЮ. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: б а - б о - б у - б ы - б е - б и. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

11. УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ ГОВОРИТЬ. В те моменты, когда ребёнок говорит, лепечет один или с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - потому ему необходимо слышать себя.

12. УЧИТЕ В ИГРЕ. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

13. НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЯ РЕБЕНКА. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, он просто посмотрит, протянет руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения. И хотя жест- это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

14. РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ МАЛЫША. Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведёт к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесёт в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают, (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребёнка показать, где ручки, где ножки (у куклы, у Вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.

15. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так Вы сможете день за днём судить о его успехах.

16. НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа: бух-бух, ням-ням, ав-ав, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребёнку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребёнку.

17. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ.... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

18. ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - всё это поможет речи, а в будущем и письму.

19. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ. Если Ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово - правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придёт время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию. Дети, которые поздно начинают говорить.
Некоторые дети отчётливо произносят слова ещё в возрасте до года. Большинство начинает пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам проявляются признаки речи. Определённое беспокойство вызывают дети, которым почти 2,5 года и которые не пытаются заговорить.

20. ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ребёнку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Консультация для родителей на тему  «Развитие элементов логического мышления посредством игры»
Учитель-логопед Мартьянова Е.П.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Игры и упражнения.
КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним». Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
СЛОВА НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
1) Игра «Догадайся» Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Педагог: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Педагог: А какой еще транспорт вы знаете? (приемы – синтез, классификация)
2) Игра «Что забыл художник?»
Педагог: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок, на ковре не раскрашены некоторые полоски …(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования.

Яндекс.Метрика
Назад к содержимому